четверг, 14 марта 2013 г.

Стандартизация качества ПО

      Увеличение конкуренции среди организаций, занимающихся созданием программного обеспечения, повышение требований конечного пользователя к качеству и надежности программных средств, привело разработчиков к пониманию важности вопросов в области обеспечения качества. Для того чтобы поддерживать конкурентоспособность своего ПО, организация должна применять более эффективные, рентабельные методы, технологии, инструментальные средства, способствующие постоянному повышению качества и максимальной удовлетворенности пользователей.
      Требования потребителей часто включаются в технические условия (ТУ) или неформализованные требования, описанные на некотором вербальном языке. Однако технические условия и неформализованные требования сами по себе не гарантируют их удовлетворения в конечном продукте, так как в настоящее время существует проблема выработки приемлемых требований к программному продукту, а также ряд других проблем, возникающих в процессе разработки конечного продукта. Эти соображение привело к разработке стандартов, руководств, руководящих документов, относящихся к системам качества и дополняющих требования к ПО, установленные в технических требованиях.
      Однако при использовании разработанных международных стандартов на практике стоит учитывать, что их целью не является создание единообразных систем качества. Потребности различных организаций отличаются друг от друга. На проект и реализацию системы качества обязательно оказывают влияние конкретные цели, продукция и процессы, специфические методы данной организации, а так же время выделенное на развитие проекта.
      Тщательное специфицирование, оценивание и достижение высоких значений показателей качества программных средств является ключевым фактором обеспечения их эффективного применения в информационных системах.

      Одной из важнейших проблем обеспечения качества программных средств является формализация характеристик качества и методология их оценки. Для определения адекватности качества функционирования, наличия технических возможностей программных средств к взаимодействию, совершенствованию и развитию необходимо использовать стандарты в области оценки характеристик их качества. За последние несколько лет создано и уточнено множество стандартов регламентирующих процессы и продукты жизненного цикла программных средств и баз данных, которые могут служить основой для систем обеспечения качества программных продуктов.

      Основой регламентирования показателей качества программных средств является международный стандарт ISO 9126 (ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126) "Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению". Проект состоит из следующих частей под общим заголовком "Информационная технология - характеристики и метрики качества программного обеспечения":
      "Часть 1. Характеристики и субхарактеристики качества",
      "Часть 2. Внешние метрики качества",
      "Часть 3. Внутренние метрики качества",
      "Часть 4. Метрики качества в использовании".

      В первой части стандарта - ISO 9126-1 - определены атрибуты качества программных средств по шести характеристикам, используемым в остальных частях стандарта.
      В части стандарта ISO 9126-1 даются определения с уточнениями из остальных его частей для каждой характеристики программного средства, а также для субхарактеристик качества.
      Вторая и третья части стандарта - ISO 9126-2 и ISO 9126-3 - посвящены формализации соответственно внешних и внутренних метрик характеристик качества сложных программных средств. Все таблицы содержат унифицированную рубрикацию, где отражены имя и назначение метрики; метод ее применения; способ измерения, тип шкалы метрики; тип измеряемой величины; исходные данные для измерения и сравнения; а также этапы жизненного цикла программного средства (по ISO 12207), к которым применима метрика.
      Четвертая часть стандарта - ISO 9126-4 - предназначена для покупателей, поставщиков, разработчиков, сопровождающих, пользователей и менеджеров качества программных средств. В ней обосновываются и комментируются выделенные показатели сферы (контекста) использования программных средств и группы выбранных метрик для пользователей.
     
      Дополнительно могут быть использованы стандарты ISO серии 9000, в которых описаны общие принципы обеспечения качества процессов производства во всех отраслях экономики.

1 комментарий: